Роман Загрия: жалобы на решения и действия контролирующих органов излагаются и подаются отдельно

О досудебном обжаловании действий, бездействия контролирующих органов и решений по результатам проверки шла речь в рамках лекции Романа Загрии, управляющего партнера ЮК PRAVO GARANT, руководителя практики налогового права.

Он начал с анализа статистики налоговых проверок за последние три года, которую приводил в предыдущей лекции, и подчеркнул, что вместе с суммами доначисленных налоговых обязательств увеличивается и количество жалоб, поданных на плановые налоговые проверки. В частности, если в 2017 году на 14 166 проверок было подано 9349 жалоб, то в прошлом, 2019-м, на 32634 проверки было подано 24 679 жалоб. Причем если в 2017 году процент отмененных налоговых уведомлений-решений на этапе административного обжалования составил 10,6 %, то в 2019-м – уже 19,6 %.

Лектор напомнил, что, кроме Налогового кодекса, рассмотрение жалоб унормирован Порядком оформления и подачи жалоб налогоплательщиками и их рассмотрения контролирующими органами, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 21 октября 2015 № 916. При этом он подчеркнул, что денежные обязательства, самостоятельно определены налогоплательщиком, и решения контролирующих органов, обжалованные налогоплательщиком в судебном порядке, не подлежат административному обжалованию. Роман Загрия заметил, что жалобы на решения и действия контролирующих органов излагаются и подаются отдельно.

Рассмотрение жалобы может происходить как в закрытом, так и в открытом заседании. Отличием является то, что в открытом заседании может присутствовать налоговый агент и его представитель, а также представители средств массовой информации.

Лектор описал алгоритм, назвал сроки подачи и необходимый перечень документов, представляемых для рассмотрения жалобы в открытом заседании. При этом он указал на то, что в случае получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения о доначислении налоговых обязательств они должны быть оплачены или обжалованы в течение 10 дней. В случае нарушения налогоплательщиком сроков поданные им жалобы не рассматриваются и возвращаются ему с указанием причин возврата. При этом ГФС Украины направила своим территориальным подразделениям письмо от 27 декабря 2018 года № 40351/7 / 99-99-14-03-03-17, которым призвала проводить разъяснительную работу с налогоплательщиками относительно сроков уплаты или обжалования, чтобы избежать начисления штрафных санкций и пени за нарушение сроков уплаты определенного в налоговом уведомлении-решении денежного обязательства.

Лектор указал, что 16 января 2020 Верховная Рада Украины приняла в целом законопроект № 1210, который сейчас передан на подпись Президенту. В случае вступления в силу в течение шести месяцев с даты истечения срока подачи жалобы налогоплательщик вправе подать жалобу вместе с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы в административном порядке и копиями подтверждающих документов уважительности причин его пропуска (при наличии). В жалобе может содержаться ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы в административном порядке. Контролирующий орган высшего уровня, рассматривая ходатайство налогоплательщика, восстанавливает пропущенный срок на подачу жалобы в административном порядке, если признает причины его пропуска уважительными.

Лектор подчеркнул, что одновременно с подачей жалобы контролирующему органу высшего уровня налогоплательщик обязан письменно уведомлять контролирующий орган, которым определена сумма денежного обязательства, или принять другое решение об обжаловании его налогового уведомления-решения либо любого иного решения.

Во время процедуры административного обжалования обязанность доказывания того, что любое начисление, осуществленное контролирующим органом в случаях, определенных данным Кодексом, или любое другое решение контролирующего органа является правомерным, возлагается на контролирующий орган, подчеркнул Роман Загрия.

МЕНЮ

LegalHighSchool – Высшая школа для юристов и адвокатов

Корзина