Составление бюджета юридической компании — тема лекции Светланы Лазаренко

О распределении бюджета юридической фирмы рассказала слушателям Legal High School Светлана Лазаренко, операционный директор Law Finder. Она отметила, что бюджетирование юридической фирмы сопровождается стрессом, эмоциональным напряжением, противостоянием, защитой своих интересов и разочарованием, когда твое предложение не учтено. При этом параллельно с бюджетным процессом ведется текущая работа фирмы. По мнению Светланы Лазаренко, помочь в процессе бюджетирования могут высокая осведомленность, прозрачность, доверие и командная работа.

Лектор считает, что бюджет — это не о деньгах, а о ресурсах, поэтому правило №1 звучит так: сначала планируй — потом составляй бюджет. Бюджет — это количественная оценка ресурсов, необходимых для поддержки бизнес-целей компании/практики на следующий финансовый период. Поэтому бюджетирование по сути представляет собой  переговорный процесс о том, какие ресурсы вы считаете целесообразными для достижения необходимых результатов, как готов расставить приоритеты на ресурсы ваш менеджмент.

Светлана Лазаренко представила слушателям Legal High School пошаговый алгоритм бюджетирования.

Шаг 1. Знать конечную цель планирования и бюджетирования. Планирование — определение главных целей и задач бизнеса на определенный период, а также перечень конкретных стратегий и планов действий для их достижения. Требует тщательного анализа внутренней и внешней операционной среды бизнеса. Бюджет — финансовый документ, определяющий в денежном эквиваленте планы действий компании на короткий промежуток времени. Требует максимально эффективного использования ресурсов бизнеса, согласованных со стратегическим направлением.

Шаг 2. Знать период планирования и бюджетирования.

Шаг 3. Понимать структуру бюджета. Понимать, из каких категорий формируются поступления и расходы фирмы. Знать себестоимость услуг фирмы, минимально допустимую и желаемую маржинальность.

Шаг 4. Определить зоны ответственности в формировании бюджета. Определить ответственных лиц за подготовку плана и бюджета функции, выяснить, какая информация нужна для планирования/бюджетирования функции, определить сроки работы и механизм согласования, запланировать и провести серию встреч.

Шаг 5. Проанализировать внутреннюю и внешнюю среду организации. Стратегический анализ позволит выявить разрыв между тем, какой ваша организация себя видит на рынке и какой у нее статус самом деле.

Шаг 6. Сформировать цели, стратегии и тактические планы.

Шаг 7. Разработать бюджет каждого функционального подразделения или департамента/практики.

Шаг 8. Согласовать каждую составляющую бюджета и свести в общий документ. Иметь представление об ожиданиях менеджмента, привязать расходы к четким целям, планам, объемам, ключевым инициативам, документировать все предостережения, готовиться к критике, исправлениям и всегда иметь план «Б».

Шаг 9. Сообщить о бюджетных приоритетах каждому функциональному подразделению. Ознакомить команду с согласованным бюджетом, объяснить, какие произошли изменения или сокращения расходов, объяснить приоритетные направления, обсудить распределение задач, если произошло увеличение объема работы без увеличения ресурсов, согласовать ежемесячные встречи для контроля выполнения плана/бюджета.

Шаг 10. Контролировать выполнение бюджета, корректировать бюджет. После принятия бюджета каждые три месяца нужно пересматривать его на предмет целесообразности расходов.

МЕНЮ

LegalHighSchool — Высшая школа для юристов и адвокатов

Корзина