Адвокат не решает проблемы клиента, а лишь предоставляет ему правовую помощь — Регина Гусейнова

О том, как построить доверительные отношения, зная, что клиент всегда недоговаривает, рассказывала слушателям Legal High School Регина Гусейнова, адвокат, управляющий партнер АО Justem, член Совета адвокатов Киевской области. Она отметила, что клиенты не всегда сознательно стремятся обмануть адвоката. Как и все люди, они обманывают, чтобы казаться лучше, или потому, что забыли какую-то информацию, или просто им показалось, что события происходили именно так.

Лектор отметила, что первое правило адвоката — слушать все, что говорит клиент. У него болит, и он хочет об этом поговорить. Если не будете слушать вы — он найдет другие уши, то есть адвоката. Именно от того, насколько внимательно слушает клиента адвокат во время первой встречи, зависит уровень доверия к нему клиента в будущем, убеждена лектор. При этом есть риск, что клиент эмоционально привяжется к адвокату и будет обращаться к нему по всем вопросам.

Второе правило адвоката — записывать ключевые события, даты и цифры, а также фамилии фигурантов, чтобы не запутаться в фактах. Для построения в будущем правовой позиции желательно вести конспект разговора.

Третье правило — задавать уточняющие вопросы типа, правильно ли я понял, что …; что именно вы имеете в виду, когда говорите «все имущество»; предложение противоположной стороне включает в себя: 1., 2., 3 …

Четвертое правило, по мнению лектора, — сверять все с документами. Она посоветовала проверять наличие документов и их соответствие словам клиента, а также сверять даты, суммы, правильность написания фамилий, имен и отчеств.

Впрочем, и документам можно верить не всегда, следовательно, пятое правило — не верить документам, а работать с реестром недвижимого имущества.

Регина Гусейнова посоветовала также не надеяться на «авось», не браться за дела не своего юридического профиля и в случае необходимости не стесняться подключать к делу коллег. Она вообще не советует критиковать коллег-адвокатов, которые вели дело до вас, потому что есть такая вещь, как коллективная репутация и Правила адвокатской этики.

Говоря о работе с оригиналами документов, она посоветовала делать копии и никогда не принимать на хранение оригиналы документов — на суд оригиналы должен нести клиент.

Еще одним советом для молодых адвокатов было никогда не обещать того, что невозможно выполнить. Невыполненное обещание ляжет темным пятном на репутацию адвоката, поэтому лучше предлагать рациональную альтернативу. При этом нельзя позволять клиенту переваливать на адвоката ответственность за собственные решения. По ее мнению, исключительно клиент, а не адвокат должен подписывать основные процессуальные документы (иски, жалобы).

Лектор считает, что адвокат не решает проблемы клиента, а лишь предоставляет ему правовую помощь. Тем более, что проблема клиента может лежать не в правовой плоскости. Она не советует переходить с клиентом на дружеские отношения — достаточно, если он доверяет вам как профессионалу и прислушивается к вашим советам. При этом следует помнить, что клиент — это не навсегда — он имеет право на любом этапе отказаться от ваших услуг без каких-либо объяснений.

Регина Гусейнова отметила важность доверительных отношений между клиентом и адвокатом и обозначила критерии определения отсутствия доверия. Также она сформулировала понятие «токсичный клиент», привела его характерные признаки и дала советы по обращению с таким клиентом, а также с клиентом — политической фигурой.

МЕНЮ

LegalHighSchool – Высшая школа для юристов и адвокатов

Корзина