«АМКУ как орган обжалования не может обезопасить себя от злоупотреблений со стороны участников публичных закупок», — обращает внимание заместитель председателя АМКУ Нина Сидоренко

Лекции в рамках спецкурса Legal High School «Защита экономической конкуренции» провела заместитель председателя Антимонопольного комитета Украины, государственный уполномоченный Нина Сидоренко, которая рассказала о деятельности АМКУ как органа обжалования публичных закупок.

По словам лектора, сегодня на АМКУ возложены несколько функций: в частности, он выступает в качестве конкурентного ведомства (классическая функция) и органа обжалования в сфере публичных закупок (постоянно действующая административная коллегия АМКУ по рассмотрению жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок).

«Сегодня по количеству рассматриваемых жалоб в сфере публичных закупок фактически эта функция для АМКУ из второстепенной преобразуется в основную», — отметила Нина Сидоренко.

Лектор также подчеркнула, что объединение АМКУ функций конкурентного ведомства и органа обжалования имеет как плюсы, так и минусы. В числе минусов — огромное количество жалоб, сравнительно небольшая плата за обжалование, сжатые сроки рассмотрения таких жалоб, ограниченный человеческий ресурс для их рассмотрения. Вместе с тем такое объединение функций дает позитивный эффект, поскольку уполномоченные АМКУ рассматривают эти жалобы и потом принимают решения о нарушениях в сфере защиты экономической конкуренции.

Нина Сидоренко отметила, что при рассмотрении жалоб орган обжалования акцентирует внимание на соблюдении принципа конкуренции. «Мы изучаем не только тендерную документацию или то, как прошел тендер, а в первую очередь выясняем, нарушается ли принцип конкуренции, и уже от этого отталкиваемся при принятии решений», — сказала заместитель председателя АМКУ.

По словам лектора, подаваемые жалобы разделяют на пять основных типов: жалобы на дискриминационные условия тендерной документации, на действия заказчика при подготовке участниками тендерных предложений (непредоставление разъяснений), на действия заказчика по дисквалификации участника, на несоответствие предложений участников, допущенных к аукциону, и несоответствие предложения победителя требованиям документации, а также жалобы на бездействие заказчика, выраженное в неисполнении решения органа обжалования, на другие нарушения порядка проведения публичных закупок.

При рассмотрении жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок административная коллегия АМКУ не может установить подделку документа, определить победителя закупки, обязать заключить договор, установить требования для тендерной документации и ожидаемую стоимость закупки, проверить весь процесс закупки, а также установить факты совершения участниками антиконкурентных действий.

Следует помнить, что принятое решение по результатам рассмотрения жалобы является обязательным к исполнению заказчиками, но оно может быть обжаловано в суде. После принятия жалобы к рассмотрению процедура блокируется системой ProZorro до принятия соответствующего решения административной коллегией. По словам лектора, законодательство предусматривает достаточно сжатые процессуальные сроки рассмотрения жалоб АМКУ. В частности, решение о принятии жалобы к рассмотрению или оставлении ее без рассмотрения должно быть принято в течение трех рабочих дней, на рассмотрение жалобы отводится 15 рабочих дней, а если закупки проводятся для нужд обороны, — 10 рабочих дней. Резолютивная часть решения должна быть обнародована в течение одного рабочего дня, а на протяжении трех рабочих дней решение должно быть опубликовано на сайте prozorro.gov.ua.

Также Нина Сидоренко проанализировала типичные нарушения, допускаемые участниками и заказчиками во время проведения торгов, на примерах практических кейсов, а также ознакомила слушателей LHS со статистическими данными рассмотрения жалоб о нарушении законодательства в сфере публичных закупок.

МЕНЮ

LegalHighSchool — Высшая школа для юристов и адвокатов

Корзина