Защита общеизвестных ТМ в суде — тема лекции Антона Коваля

С особенностями судебной защиты хорошо известной ТМ (на примерах алкогольной продукции) ознакомил слушателей Lеgal High School партнер ПЮА «Дубинский и Ошарова», адвокат, патентный поверенный, доктор философии в области права Антон Коваль.

Как отметил лектор, каждый владелец торговой марки мечтает, чтобы его ТМ стала хорошо известной, однако определение понятия «хорошо известная торговая марка» в законодательстве нет, хотя в статье 25 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» говорится о порядке признания ТМ хорошо известной. При определении того, является ли ТМ хорошо известной, учитывается в том числе и подтверждение успешного отстаивания прав на нее в суде. Как правило, хорошо известный знак очень высоко оценивается — стоимость ведущих мировых брендов измеряется миллиардами долларов.

Больше всего нарушений в сфере интеллектуальной собственности происходит, по мнению лектора, касаются алкогольной продукции. Антон Коваль представил примеры защиты прав на торговые марки алкогольной продукции, когда в названии меняли всего одну букву и пытались зарегистрировать такую ТМ. Владельцы оригинальной ТМ доказали в суде широкую известность своей марки, проведя опрос среди потребителей алкогольной продукции в крупных городах Украины. На основании этого требовали отменить регистрацию похожей фонетически ТМ. Это требование суд удовлетворил.

Однако вскоре была зарегистрирована еще одна ТМ, в названии которой изменили определение-прилагательное. Опираясь на предыдущий опыт, правообладатели оригинальной ТМ добились в суде первой инстанции отмены ТМ-имитатора.

Примерно такая же ситуация возникла и в отношении другого известного товарного знака алкогольной продукции: злоумышленники изменили в названии несколько букв, сохраняя общее звучание. Как и в первом деле, правообладатели ТМ сначала направили письмо-предупреждение, а когда реакции на него не получили, подали иск в суд, где доказали с помощью опроса высокую степень известности ТМ. В результате регистрация ТМ-подражателя по решению суда была отменена.

По словам лектора, для установления хорошей известности бренда следует доказать долгую историю бренда, его широкую распространенность в торговых сетях и годичные объемы продаж. Желательно указать объемы налогов, уплаченных по продаже продукции с этой ТМ. Регистрация ТМ в других странах также будет преимуществом.

В юридической практике лектора был случай, когда имитировали не просто какой-то элемент продукции, выпускаемой под ТМ, а всю линейку изделий с сохранением внешнего вида, дизайна этикеток и т.п. Правообладатель предоставил доказательства широкой известности ТМ, распространенности ее в мире, долгой истории ее существования и признания, подтвержденного наградами различных конкурсов. «Статус широко известной ТМ помог защитить права на нее несмотря на то, что вся линейка продукции в Украине не регистрировалась», — подчеркнул Антон Коваль.

Одновременно с осуществлением судебной защиты на основании широкой известности ТМ, как отметил лектор, подавалась жалоба на недобросовестную конкуренцию в Антимонопольный комитет Украины. При этом запрет на использование ТМ в каких-то группах товаров распространяется и на родственные товары. Также владелец широко известной ТМ может потребовать аннулирования или передачи ему доменного имени, если оно используется без его согласия и имеет другие преимущества статуса хорошо известного знака.

МЕНЮ

LegalHighSchool – Высшая школа для юристов и адвокатов

Корзина