Интеллектуальная собственность становится бизнес-активом тогда, когда она юридически защищена, подчеркивает Алина Подоляк, Eterna Law

Стартовал модуль «Монетизация интеллектуальной собственности» блока «Коммерческий оборот объектов интеллектуальной собственности» Школы по интеллектуальной собственности Legal High School. С темой «Объекты интеллектуальной собственности как бизнес-актив» выступила Алина Подоляк, руководитель IP-практики МЮГ Eterna Law.

«Когда интеллектуальная собственность становится активом?» — задалась вопросом г-жа Подоляк. Когда она надлежащим образом защищена. Однако наличие одного охранного документа не означает коммерциализацию. Продукт должен пользоваться спросом на рынке. Следовательно, вопросы коммерциализации тесно связаны с антимонопольным регулированием. Спикер отметила, что в этом контексте актуальной является концепция доминирования интересов потребителей (потребители должны остаться в выгодных условиях) над властью продавца товара на рынке.

«Реклама во время просмотра видео может считаться способом монетизации объекта интеллектуальной собственности. И в современных условиях музыка, к примеру, может монетизироваться многими способами»? — обратила внимание Алина Подоляк. По ее словам, хотя продажи музыкальных произведений на компакт-дисках и других физических носителях составляют львиную долю продажей в Европейском экономическом пространстве, цифровые продажи растут и, как ожидается, в ближайшее время окончательно обойдут продажи музыкальных произведений на физических носителях.

Затем г-жа Подоляк остановилась на вопросе слияния и поглощения компаний, владеющих значительным IP-портфолио. В разрешении на концентрацию может предусматриваться, что часть активов должны быть отчуждены из общего массива активов, которые покупаются (divestment package). Divestment package — это условие предоставления разрешения на концентрацию. Такое условие обеспечивает возможности для конкурентов, действующих на том же рынке, что и участники концентрации. Также потребители в сфере интеллектуальной собственности защищены в своих правах на культурное разнообразие и потребительский выбор, в том числе на благоприятные условия лицензионного контента.

Диджитализация — это серьезный вызов для копирайта и юристов по копирайту. Новые вызовы, по словам спикера, должны привести к усилению института коллективного управления, а сами организации должны защитить платформы от ответственности за размещенный контент. Но в современных условиях этого сложно достичь.

Подводя итоги, Алина Подоляк отметила, что интеллектуальная собственность становится бизнес-активом тогда, когда она юридически защищена и есть спрос на защищенные правом интеллектуальной собственности продукты, услуги на рынке. Дополнительные условия: позволяет завоевать долю на рынке (помогает «монополизировать отдельные права» или «вытеснить конкурента»); формирует выбор клиента (различительная способность), позволяет масштабировать бизнес; нарушение прав влечет за собой имущественную ответственность нарушителей. «В стратегическом плане формирование IP-портфолио — это не только договорная работа или работа по купле-продаже, это еще и эффективное управление финансовыми механизмами, корпоративными инструментами и даже футурология, резюмировала спикер.

МЕНЮ

LegalHighSchool — Высшая школа для юристов и адвокатов