Пользоваться статьей 63 Конституции Украины можно не только во время общения с правоохранительными, но и контролирующими органами — Лариса Антощук

Основные новеллы Закона №466-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно усовершенствования администрирования налогов, устранения технических и логических неувязок в налоговом законодательстве» проанализировала во время своей лекции Лариса Антощук, руководитель практики по разрешению налоговых споров KPMG Law Ukraine, адвокат. Она отметила, что этот закон называют «малой налоговой реформой», поскольку, кроме существенных изменений в администрирование, внесен и ряд изменений по имплементации плана противодействия явлению BEPS.

По ее мнению, целью законодательных изменений является усиление контроля за операциями с нерезидентами в разрезе вопросов трансфертного ценообразования, налогообложения контролируемых иностранных компаний (КИК), ограничение расходов по финансовым операциям со связанными лицами, предотвращения злоупотреблений в связи с применением договоров об избежании двойного налогообложения, предотвращение избегания статуса постоянного представительства и налогообложения постоянных представительств и применение процедуры взаимного согласования.

Анализируя новеллы закона №466-IX, лектор отметила, что они предусматривают введение налогообложения КИК, изменение определения бенефициарного собственника дохода, введение правил налогообложения доходов от опосредованной продажи корпоративных прав в украинских компаниях, расширение определения понятия «дивиденды» и «постоянное представительство», введение правила «места эффективного менеджмента» (place of effective management) для признания нерезидентов резидентами Украины — плательщиками налога на прибыль в Украине, введение процедуры взаимного согласования, нововведения по контролю за трансфертным ценообразованием. Кроме того, она указала на риски, которые несут для налогоплательщиков предложенные изменения, и проиллюстрировала их актуальными кейсами судебной практики.

Относительно внесения изменений в части администрирования налогов и сборов, то Лариса Антощук заметила, что изменяется процедура рассмотрения возражений — создаются специальные коллегиальные органы при контролирующих органах, введены новые основания для проведения внеплановых проверок (получение информации от иностранных государственных органов, которые свидетельствуют о нарушениях в отношении вопросов, охваченных предыдущими проверками, получение информации, свидетельствующей об осуществлении нерезидентом хозяйственной деятельности через постоянное представительство без постановки на налоговый учет). Отныне при проведении проверок налоговый орган вправе запрашивать письменные объяснения относительно трансакций и доказательства (первичные документы), а также объяснения по соблюдению законодательства в части оформления трудовых отношений и соответствующего налогообложения. Изменены сроки давности, установление составляющей вины, унифицированы «правило 10 рабочих дней» для подачи жалобы и согласования налогового обязательства. По этому поводу лектор посоветовала слушателям Legal High School в качестве превентивной меры от давления на сотрудников представителями налоговой разъяснять персоналу, что они имеют право пользоваться статьей 63 Конституции Украины во время общения не только с правоохранительными, но и с контролирующими органами.

Особое внимание лектор сосредоточила на такой новелле законодательства, как «тест основной цели». Она отметила, что теперь для целей налогообложения считается, что сделка, совершенная с нерезидентами, не имеет разумной экономической причины (деловой цели), если главной целью операции или ее результатом является неуплата суммы налога или уменьшение объема налогооблагаемой прибыли, в сопоставимых условиях лицо было бы готово приобрести (продать) такие работы (услуги), нематериальные активы и другие предметы хозяйственной активности в несвязанных лиц. В случае если тест деловой цели не будет пройден (а бремя доказывания возложено на налоговый орган), льгота, предусмотренная соглашением о налогообложении, не применяется, а налогоплательщик должен будет уплатить неуплаченную разницу и штрафные санкции.

Лариса Антощук поделилась рекомендациями для бизнеса по минимизации последствий применения новых подходов в налогообложении и указала на актуальную судебную практику по этим вопросам.

МЕНЮ

LegalHighSchool — Высшая школа для юристов и адвокатов

Корзина