LHS: залогом результативной защиты прав на ТМ в досудебном порядке является эффективная стратегия, утверждает Анна Кравчук, партнер ПЮА «Синергия»

2 июля 2020 года в рамках модуля «Защита ТМ. Разрешение споров» блока «Торговые марки: защита в правовой плоскости» Legal High School партнер патентно-юридического агентства «Синергия», патентный поверенный Украины, адвокат Анна Кравчук выступила с лекцией на тему «Прекращение нарушений прав на ТМ с использованием сети интернет в досудебном порядке».

Открывая лекцию, Анна Кравчук подчеркнула, что судиться долго — сложно и изнурительно, а в досудебном порядке можно достичь для клиента положительного результата быстрее, особенно когда речь заходит о нарушении прав на ТМ в доменном имени.

Залогом результативной защиты прав на ТМ в досудебном порядке является эффективная стратегия. По словам лектора, в первую очередь необходимо убедиться, что клиент, обратившийся к адвокату за защитой, действительно правообладатель, а права на ТМ являются действующими. Примечательная тенденция: в связи существенным возрастанием в прошлом году размера сборов за поддержание, в том числе ТМ, многие владельцы отказывались от продления действия охранных документов. Кроме того, необходимо установить объем прав, принадлежащих клиенту. Затем следует убедиться, есть ли, собственно, нарушение прав на ТМ. В этом случае нужно удостовериться, что правонарушитель использует похожую или тождественную ТМ и использует ее для родственных товаров. Этот тезис подтверждается и практикой хозяйственных судов. Еще в 2012 году Высший хозяйственный суд Украины отметил, что хозяйственным судам следует иметь в виду, что владелец прав на знак для товаров и услуг имеет право запрещать другим лицам использовать тождественное или схожее до степени смешения с этим знаком обозначение только в отношении тех товаров и услуг, относительно которых этот знак зарегистрирован, или родственных им товаров и услуг.

Следующий шаг: проанализировать препятствия, которые могут возникнуть на пути защиты. Г-жа Кравчук подчеркнула, что необходимо оценить, есть ли у нарушителя веские контраргументы. Потом стоит проверить регистратора и регистранта, кто осуществляет продажу товара, найти контактные данные; если контактов нет, можно обратиться к хостинг-провайдеру. Если установить контактные данные вообще невозможно, можно приобрести товар на сайте-нарушителе. «Когда все эти пункты установлены, мы можем составить претензию или требование к нарушителю, направив ее по найденному адресу, и ведем переговоры с лицом о прекращении нарушении», — отмечает адвокат.

По словам Анны Кравчук, клиент всегда пытается действовать на опережение и допускает ошибки: самостоятельно составляет претензию или предъявляет претензии по телефону. После такого адвокатам сложнее наладить коммуникацию с нарушителем, поэтому следует обязательно выяснить у клиента, пытался ли он коммуницировать самостоятельно.

Затем лектор на конкретных примерах разобрала, есть ли нарушения или нет, акцентировав внимание на алгоритме защиты в каждом конкретном случае. В одном из примеров, кроме аргументов о нарушении прав на ТМ, можно было использовать аргумент о недобросовестной конкуренции.

Крайне важно установить дату регистрации доменного имени: раньше или позже даты подачи заявки на регистрацию ТМ. Ведь если дата регистрации доменного имени будет более ранней, большая вероятность того, что владелец доменного имени будет ссылаться, со ссылками на национальное законодательство, на добросовестное использование обозначения.

Особенное внимание Анна Кравчук уделила препятствиям, которые могут возникнуть при подаче претензии. Следовательно, необходимо проверить право предварительного пользователя, используется ли обозначение для коммерческих целей (в противном случае предъявить претензию будет невозможно), используется ли ТМ в форме сообщения новостей или комментариев новостей. Также встречается использование доменного имени для переадресации на другой веб-сайт. Есть ли в таком случае нарушение? Спикер утверждает, что в 99% такое использование считается нарушением прав на ТМ.

Среди прочего, лектор сосредоточилась на различных нюансах сбора доказательств. К примеру, необходимо обратиться с адвокатским запросом к регистратору для раскрытия лица, владельца доменного имени, собрать распечатки веб-сайта (хотя сами по себе распечатки не могут быть доказательством по делу в суде), собрать справки от провайдера и сетевых поисковых служб. Когда все эти доказательства собраны, необходимо составить претензию. Помимо цитирования законов, следует указать, что ТМ и обозначение, используемое в интернете, является схожим и применяется в отношении родственных товаров и услуг. Также необходимо указать последствия, которые наступят в случае неисполнения претензии, и ответственность. При желании также можно просить о компенсации расходов адвоката на составление претензии.

Резюмируя, Анна Кравчук отметила: если не удалось урегулировать вопрос в досудебном порядке, то можно обращаться в национальные суды или прибегнуть к процедуре UDRP — единой политике урегулирования споров о доменных именах. Но это уже тема совсем другой лекции.

МЕНЮ

LegalHighSchool – Высшая школа для юристов и адвокатов

Корзина