Нюансы административного обжалования в налоговых спорах объяснил спикер LHS Роман Загрия

Первые шаги на этапе административного обжалования (досудебного) в налоговых спорах участникам летнего интенсива «Как выиграть спор у налоговой» Legal High School детализировал Роман Загрия, управляющий партнер ЮК Право Гарант, руководитель практики налогового права.

Сначала лектор озвучил интересную статистику: за I полугодие 2018 проведено 10,4 тыс. проверок и доначислено денежных обязательств на сумму 22,6 мрлд грн. Роман Загрия объяснил, что административный порядок обжалования регулируется Налоговым кодексом Украины и Порядком оформления и подачи жалоб налогоплательщиками и их рассмотрения контролирующими органами, утвержденным приказом Министерства финансов Украины №916 от 21 октября 2015 года.

Не могут быть обжалованы денежные обязательства, самостоятельно определенные плательщиком налогов, и решения контролирующих органов, обжалуемые налогоплательщиком в судебном порядке. Лектор также обратил внимание, что жалобы на решения и на действия контролирующих органов излагаются и подаются отдельно.

Роман Загрия отметил, что заседание может быть закрытым или открытым. В закрытом участвуют только налогоплательщик и его представитель, представители центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование и реализующего государственную финансовую политику, а также уполномоченный представитель Совета бизнес-омбудсмена (при условии принятия Советом бизнес-омбудсмена к рассмотрению жалобы, поданной плательщиком налогов). В открытом заседании дело рассматривается исключительно на основании письменного ходатайства. Не допускается публичное рассмотрение жалобы, если в материалах дела имеются сведения, составляющие государственную тайну.

Жалоба подается в вышестоящий контролирующий орган в письменной форме в течение десяти календарных дней, следующих за днем получения налогоплательщиком налогового уведомления-решения или другого решения контролирующего органа, которое обжалуется. Есть еще срок продолжительностью 30 календарных дней, но он применяется только в случае, если нарушение не связано с нарушением налогового законодательства. Жалоба должна рассматриваться в течение 20 календарных дней, но на практике ее рассмотрение продлевается до максимально возможного срока. Лектор подчеркнул: если мотивированное решение по жалобе налогоплательщика не направляется налогоплательщику в течение 20-дневного срока или в течение срока, продленного по решению контролирующего органа, такая жалоба считается полностью удовлетворенной в пользу налогоплательщика.

Роман Загрия рассказал о правах лица, подавшего жалобу, и добавил, что обязанность доказывания во время административного обжалования возлагается на контролирующий орган. Также лектор ознакомил слушателей с особенностями обжалования решения комиссии ГФС об отказе в регистрации налоговой накладной/расчета корректировки, объяснив, что такая жалоба подается исключительно плательщиком НДС в ГФС Украины в течение десяти календарных дней в электронной форме средствами электронной связи, и срок ее рассмотрения составляет десять календарных дней со дня ее получения без возможности его продления.

Цель административного обжалования состоит в отмене решения контролирующего органа или (что происходит чаще) в том, чтобы выиграть дополнительное время, которое может быть использовано для аккумулирования суммы средств для уплаты судебного сбора, подготовки документов для судебного обжалования, чтобы дождаться правовой позиции Верховного Суда по спорным вопросам либо разработать и начать воплощать стратегию по минимизации рисков для налогоплательщика и его должностных лиц.

МЕНЮ

LegalHighSchool — Высшая школа для юристов и адвокатов

Корзина