Основная функция торговой марки — ее способность выделять товары и услуги разных лиц на рынке — Екатерина Сопова

«Особенности правовой охраны ТМ в Украине. Хорошо известные ТМ» — тема первой лекции блока «Торговые марки: защита в правовой плоскости» Школы по интеллектуальной собственности Legal High School, которую прочитала Екатерина Сопова, к.ю.н., судебный эксперт в сфере интеллектуальной собственности, патентный поверенный. Она напомнила определение понятия «торговая марка» и отметила, что объем правовой охраны ТМ определяется изображением знака и перечнем товаров и услуг, которые внесены в реестр, и удостоверяется свидетельством.

Говоря о представлении знака в реестре, Екатерина Сопова отметила, что в Украине знаки регистрируются ведомством при наличии технической возможности внесения их в реестр и обнародования информации относительно их регистрации. Зато в ЕС знак должен иметь возможность быть представленным в реестре таким образом, чтобы компетентные органы и общественность могли определить четкий и точный объект защиты. При этом она считает шагом назад положение законопроекта №2258, согласно которому объектом торговой марки может быть любое обозначение или любая комбинация обозначений, пригодных для их графического воспроизведения, и надеется, что во втором чтении эта ошибка будет исправлена.

По словам лектора, основная функция торговой марки — ее способность выделять товары и услуги разных лиц на рынке. Для этого она должна иметь такое свойство, как разрешающая способность, и указывать на источник происхождения товара. Екатерина Сопова отметила, что разрешающая способность обозначений имеет определенные степени (уровни) и зависит от:

— вида (типа) обозначения;

— семантического значения обозначения;

— особенностей отдельных товаров и услуг, для которых обозначение заявлено или используется;

— интенсивности использования обозначения как ТМ ее собственником и третьими лицами.

Лектор разделила торговые марки на традиционные и не традиционные. К первым причислила словесные, изобразительные и комбинированные, а также дала исчерпывающую характеристику каждому из этих видов. Также она рассказала об особенностях нетрадиционных торговых марок (объемные, цвет или сочетание цветов, позиционные, голографические, звуковые, обонятельные), дала им характеристику и определила условия, при которых такие обозначения могут быть зарегистрированы как ТМ. Также лектор обратила внимание на главное условие регистрации нетрадиционных торговых марок — потребитель не должен воспринимать их как изображение товара или как элементы декоративного оформления товара, они могут приобрести различительную способность в процессе использования и восприниматься потребителем как указание на источник происхождения товара, то есть как ТМ.

Относительно регистрации ТМ в Украине и за рубежом, то Екатерина Сопова обозначила алгоритм такой регистрации и отметила, что в Украине заявитель может получить предварительный отказ в регистрации, однако в зависимости от условия, на которое сослался эксперт, можно подать мотивированный ответ и преодолеть этот отказ. Лектор разделила основания для отказа в предоставлении правовой охраны обозначениям на абсолютные и относительные. Абсолютные основания предусмотрены пунктом 1 статьи 5 и пунктами 1, 2 статьи 6 Закона Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг», например, не регистрируются как знаки обозначения, противоречащие принципам гуманности и морали, не имеющие различительной способности или вводящие в заблуждение потребителей. Относительные основания (пункты 3, 4 Закона) не допускают регистрацию обозначений, которые нарушают права и интересы третьих лиц на другие объекты, в частности на торговые марки, которые уже охраняются.

Говоря о сходстве обозначений до степени смешения, лектор обратила внимание на разницу в терминологии, используемой в различных нормативно-правовых актах, и обозначила случаи, к которым применяется такое основание для отказа. Спикер выделила такой критерий, как «введение в заблуждение относительно лица, производящего товары или предоставляющего услуги», который применяется в Украине, и как абсолютное, и как относительное основание для отказа.

В рамках лекции речь также шла о факторах, которые учитываются для признания знака хорошо известным в Украине, и было отмечено, что охрана прав на хорошо известный знак распространяется на товары и услуги, неродственные с теми, для которых знак признан общеизвестным в Украине при наличии двух требований: использование знака или сходного с ним обозначения другим лицом относительно неродственных товаров и услуг указывает на связь с собственником хорошо известного знака; использование знака или сходного с ним обозначения другим лицом может, вероятно, причинить ущерб интересам собственника хорошо известного знака. Также лектор привела примеры судебной практики.

МЕНЮ

LegalHighSchool — Высшая школа для юристов и адвокатов

Корзина