Основными вызовами пандемии стали глобальный локдаун, ажиотаж потребителя, закрытие границ, дефицит средств индивидуальной защиты и дезинфектантов — Ольга Лукьянова

Вызовы для сферы FMCG & Retail — тема лекции Ольги Лукьяновой, руководителя юридического отдела, офицера по соблюдению корпоративных стандартов группы компаний «Хенкель в Украине». Перечисляя слушателям Legal High School главные вызовы уходящего года, она начала с пандемии коронавируса, которая пришла к нам из Китая и, парализовав весь мир, привела к необратимым последствиям многие экономики. Основными вызовами, по ее мнению, стали глобальный локдаун, ажиотаж потребителя, закрытие границ, дефицит средств индивидуальной защиты и дезинфектантов. Впервые за последние 50 лет был полностью остановлен общественный транспорт и ограничены грузоперевозки.

Демонстрируя последствия сложившейся ситуации на примере своей компании, лектор отметила, что в некоторых сегментах продукции отмечался бум потребителя, таких как средства гигиены, стирки и по уходу за домом. Другие, вследствие запрета на работу — локдауна, — полностью были «парализованы» в продажах, например стройматериалы и профессиональная косметика. Такое положение дел на рынке, конечно, не устраивало бизнес, но компания не сидела, сложа руки, и усиленно развивала некоторых новые инновационные направления — в первую очередь производство дезинфектантов и гигиенических товаров.

Говоря об изменениях, Ольга Лукьянова не обошла вниманием и изменения в работе с потребителем. В первую очередь они изменили стратегию продвижения продукции, и ее рекламу. Реклама была направлена на стимулирование и поощрение потребителей пребывать дома, заниматься домашними делами, готовить пищу. В самом продвижении акцент был сделан на социальные сети, а также на благотворительность. Компания не оставалась в стороне от проблем пандемии и в каждой стране была организована передача больницам дезинфицирующих средств, приобретались аппараты ИВЛ, врачам оказывалась помощь по их доставке на работу транспортом.

Следующим элементом, которому уделялось большое внимание, стала работа с партнерами. Уже через два месяца с начала карантина в связи со снижением покупательской способности, ухудшились расчеты с подрядчиками, поэтому пришлось проводить реструктуризацию дебиторской задолженности, давать отсрочку на платежи. Поскольку сохранение партнерских отношений было в приоритете, с каждым из них проводилась индивидуальная работа, разрабатывались графики платежей. Тем не менее компании пришлось столкнуться с таким фактором, как злоупотребление форс-мажором, — некоторые партнеры сразу после вступления в силу действия карантинных ограничений заявляли о наступлении форс-мажора и отказывались от расчетов за товары. После разъяснений Торгово-промышленной палаты вал подобных отказов удалось остановить, а отношения с недобросовестными партнерами пришлось пересмотреть.

Следующей сферой изменений, с которой столкнулись после начала карантина, стала удаленная работа. Хотя государство объявило мораторий на проверки бизнеса, они продолжались, что вызывало дополнительные сложности ввиду отсутствия персонала на рабочих местах. Проблематично стало и защищать свои права в суде, поскольку суды так же были на карантине. Пострадала компания и от сложностей с международными поставками, а особенно — с неконструктивной позицией таможенных органов.

Что касается работы на удаленке, то тут у нас был разработанный механизм онлайн-деятельности, поэтому особых сложностей не возникло. Однако возникли сложности с адаптацией персонала к работе в домашних условиях. При этом Ольга Лукьянова отметила негативные факторы социальной изоляции, которая влияла на мотивацию персонала, а также отсутствие нормирования рабочего времени. Кроме того, учитывая, что производство не останавливалось, а общественный транспорт в период карантина не работал, дополнительно пришлось решать проблему доставки персонала.

Резюмируя, лектор подчеркнула, что, несмотря на негативные факторы, связанные с пандемией, в кризисных ситуациях выигрывает тот, кто не сидит, сложа руки, а старается найти решение нестандартных проблем, применяет новые методы работы.

МЕНЮ

LegalHighSchool — Высшая школа для юристов и адвокатов

Корзина