При предоставлении услуги по сопровождению допродажной подготовки бизнеса перед вами появится задача выявить риски бизнеса клиента, в том числе риски, связанные с его структурированием, — Михаил Литвин, партнер Acquis Law Firm

С точки зрения профессиональной деятельности юриста/адвоката допродажная подготовка бизнеса — это услуга по сопровождению такой подготовки, которая заключается в корректной идентификации того, что именно необходимо «подготовить» и как это сделать для эффективного достижения целей, которые поставил перед собой клиент, планируя продать бизнес, — об этом заявил партнер Acquis Law Firm, адвокат Михаил Литвин во время лекции на тему «Допродажная подготовка бизнеса», которую он прочитал в рамках модуля Legal High School «Тенденции структурирования бизнеса — 2021».

В частности, лектор отметил, что в первую очередь необходимо знать бизнес клиента, а именно — иметь глубинное понимание как нормативной, так и практической составляющих такого бизнеса.

«Одной из ключевых задач является нахождение наименее сложной и одновременно наиболее эффективной структуры бизнеса клиента. При этом необходимо помнить, что сложная структура бизнеса будет оцениваться покупателем как негативный фактор. Особенно это касается покупателей-нерезидентов, которыми сложная структура будет оцениваться как источник рисков и дополнительных расходов, которых следует избегать», — подчеркнул Михаил Литвин.

По его словам, структурирование, направленное на защиту бизнеса, в основном воспринимается покупателями положительно. В то же время, в случае наличия в структуре бизнеса иностранных элементов, при допродажной диагностике (аудите, due diligence) следует применять новые инструменты, связанные с последними новеллами налогового законодательства. Среди таких инструментов был отмечен тест на основную цель операции и так называемый сквозной подход к определению фактических бенефициаров, что целесообразно использовать в случае применения бизнесом клиента положений международных соглашений об избежании двойного налогообложения. В этом контексте лектор напомнил, что налоговые выгоды, предусмотренные такими соглашениями, не могут быть применены, если главной целью осуществления операции с нерезидентом является непосредственное или опосредованное получение преимущества, предусмотренного таким соглашением, и если бенефициар-нерезидент является «номинальным».

Во время допродажной диагностики структуры бизнеса клиента необходимо также оценивать соответствие участников структуры критериям постоянного представительства компаний-нерезидентов, поскольку в связи с последними изменениями в налоговом законодательстве наличие таких компаний в структуре грозит необходимостью применения принципа «вытянутой руки».

Также лектор назвал распространенные проблемы, которые проявляются на этапе допродажной диагностики бизнеса, предложил альтернативу иностранным холдинговым компаниям, к которым, начиная с 2022 года, могут применяться правила контролируемых иностранных компаний, и привел примеры использования во время сопровождения переговоров с покупателем знаний по практической составляющей бизнеса клиента с учетом целей покупателя.

МЕНЮ

LegalHighSchool — Высшая школа для юристов и адвокатов

Корзина