Как работают мошенники в сфере продажи авиабилетов, рассказал Владимир Рудниченко

Советник МЮФ Integrites Владимир Рудниченко рассказал слушателям образовательной платформы Lеgal High School о схемах несанкционированного доступа к системам и мошенничестве в сфере продажи авиабилетов. По словам лектора, процесс, который воспринимается потребителем как покупка авиабилета, на самом деле является целой системой взаимодействия между различными международными организациями, часть из которых являются компьютерными сетями.

В частности, первым звеном в процессе выступает Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA), важнейшим направлением деятельности которой является организация взаиморасчетов между субъектами воздушного транспорта, основанная на системе продаж. Международная ассоциация воздушного транспорта объявила о полном переходе с 2007 года на продажу авиаперевозок с использованием электронных билетов.

Второе звено — глобальная дистрибьюторская система (GDS), представляющая собой компьютеризированную сетевую систему, позволяющую осуществлять операции между поставщиками услуг туристической отрасли, главным образом авиакомпаниями, гостиницами, компаниями по прокату автомобилей и туристическими агентствами.

Третьим звеном процесса выступает авиакомпания — организация, осуществляющая пассажирские и грузовые воздушные перевозки, авиационные работы. Бронированием и продажей билетов занимаются аккредитованные агенты IАТА, однако продажу и бронирование авиабилетов также имеют право осуществлять субагенты посредством обращения к аккредитованным агентам IATA.

По словам лектора, основная схема мошенничества с авиабилетами выглядит следующим образом. Сначала субагент (как правило, ООО), который имеет право осуществлять продажу и бронирование авиабилетов, обращается к аккредитованным агентам IATA и с помощью электронного ключа осуществляет бронирование и покупку авиабилетов в системе GDS, при этом средства за билеты можно не перечислять в течение 14 дней. Затем субагент продает авиабилеты за наличный расчет, при этом IATA билеты передает авиакомпании (они считаются выкупленными), однако деньги за них от субагента не получает, потому что он уже успел перепродать ООО и исчез.

В результате убытки несет авиакомпания, ведь пассажир не должен страдать из-за того, что кто-то не перечислил деньги за его билет. Лектор привел примеры, когда жертвами такого мошенничества стали национальные авиакомпании разных стран, в частности, только Turkish Airlines по такой схеме за 2017—2018 годы потеряли 37 млн гривен.

Владимир Рудниченко привел примеры распространенных схем мошенничества при продаже авиабилетов. В общем, по его мнению, такие действия могут квалифицироваться по ряду статей УК Украины: 190 (мошенничество), 191 (присвоение, растрата имущества или завладение им путем злоупотребления служебным положением) и 209 (легализация (отмывание) доходов, полученных преступным путем).

Лектор рекомендует Национальной полиции в случае такого мошенничества применять статью 361 УК Украины (незаконное вмешательство в работу электронно-вычислительных машин (компьютеров), автоматизированных систем, компьютерных сетей или сетей электросвязи, что привело к утечке, потере, подделке, блокированию информации, искажению процесса обработки информации или к нарушению установленного порядка ее маршрутизации), а также статью 363 УК Украины (нарушение правил эксплуатации электронно-вычислительных машин (компьютеров), автоматизированных систем, компьютерных сетей или сетей электросвязи или порядка, правил защиты информации, которая в них обрабатывается), поскольку с целью мошенничества используются компьютерная сеть GDS и электронные ключи к ней.

МЕНЮ

LegalHighSchool — Высшая школа для юристов и адвокатов

Корзина