Закон о реструктуризации «зеленого» тарифа не содержит положений, которые были предусмотрены в Меморандуме между правительством Украины и участниками рынка, — Максим Лебедев, партнер ЮФ GOLAW

Правовой анализ «зеленых» аукционов в рамках спецкурса Legal High School для адвокатов энергетического сектора сделал партнер ЮФ GOLAW Максим Лебедев. Он подчеркнул, что, начиная с 2015 года, в Украине действует более привлекательный режим поддержки для проектов альтернативной энергетики и, соответственно, инвесторы начали рассматривать Украину как место локации своих иностранных инвестиций. Впервые идеи внедрения «зеленых» аукционов в Украине появились в 2018-м и 2019 году, после длительных обсуждений они были воплощены в Законе Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно обеспечения конкурентных условий производства электрической энергии с альтернативных источников энергии», который вступил в законную силу 22 мая 2019 года. В частности, этим законом был дополнен новой статьей 9-3 Закон Украины «Об альтернативных источниках энергии». Предполагалось, что пилотные аукционы будут проведены в 2019 году. Но этого не случилось. По словам лектора, «зеленые» аукционы не заработали, поскольку государство не готово принимать новые мощности, также не были утверждены квоты поддержки и стимулирующие механизмы внедрения энергоаккумулирующих мощностей.

Максим Лебедев также обратил внимание на ключевые положения модели «зеленых» аукционов. В частности, обязательное участие в аукционах должны были принимать солнечные электростанции мощностью более 1 мВт и ветровые электростанции мощностью более 5 мВт. «Все остальные участники могли принимать участие на добровольных началах и соответственно могли использовать старый режим поддержки в виде «зеленого» тарифа», — уточнил лектор.

Как отметил Максим Лебедев, позитивным моментом было то, что срок действия PPA (договора купли-продажи электроэнергии) с Гарантированным покупателем был установлен в 20 лет для победителей аукциона. Действующая же модель предусматривает, что «зеленый» тариф действует до 2030 года. В то же время были введены и определенные ограничения, в частности, срок введения в эксплуатацию СЭС установлен в два года, а для ВЭС и других объектов ВИЭ такой срок составляет три года.

Модель аукциона предусматривала, что это одноэтапный закрытый аукцион на понижение и соответственно победителем признавался участник, предложивший самую низкую цену на заявленную мощность. «Важным является то, что необходимо указывать мощность в заявке на участие в аукционе, ту, которая предусмотрена в договоре о присоединении», — подчеркнул Максим Лебедев.

Также, по его словам, наиболее проблематичным вопросом является банковская гарантия. Для участия в аукционе каждый участник должен предоставить банковскую гарантию, которая бы составляла 5 тыс. евро за 1 мВт мощности, и в случае победы на аукционе его победитель должен был бы предоставить гарантию в 10 тыс. евро за 1 мВт мощности.

В то же время определенные коррективы были внесены Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования условий поддержки производства электрической энергии с альтернативных источников энергии» от 21 июля 2020 года. В частности, им были установлены новые правила для участников аукционной системы поддержки. По словам Максима Лебедева, важным нюансом является появление граничных ценовых предложений участников аукциона. «Это та максимальная цена, которую могут предложить участники. И это снизило интерес потенциальных участников аукционов и снизило их «аппетиты», — подчеркнул лектор.

«Невзирая на то, что закон о реструктуризации «зеленого» тарифа был принят на соответствие Меморандуму между правительством Украины и участниками рынка, много важных моментов для последних в законе не урегулированы», — подытожил Максим Лебедев.

МЕНЮ

LegalHighSchool — Высшая школа для юристов и адвокатов

Корзина