Обращение в Совет бизнес-омбудсмена является дополнительным каналом связи с государственными органами — адвокат Asters Андрей Тимошенко

«Если в начале своей деятельности Совет бизнес-омбудсмена принимал к рассмотрению жалобы бизнеса, в которых указывалось даже на обобщенные факты совершения нарушений органами власти, то сейчас Совет просит максимально конкретизировать жалобы, поступающие от представителей бизнеса. К примеру, если это уголовное производство и следователь не реагирует на ходатайство, то Совет бизнес-омбудсмена такую жалобу примет, но даст рекомендацию обратиться в суд и обжаловать бездействие следователя, и если после решения этого вопроса судом следователь и далее будет бездействовать, Совет бизнес-омбудсмена подключится и предоставит помощь в разрешении сложившейся ситуации», — подчеркнул адвокат, юрист практики уголовного права Asters Андрей Тимошенко в ходе лекции «Потенциал бизнес-омбудсмена в построении системы защиты бизнеса в Украине», которую он прочитал в рамках модуля LHS «Нетипичные способы защиты бизнеса».

Лектор подчеркнул, что Советом бизнес-омбудсмена подписаны меморандумы с рядом государственных органов, в структуре которых определено конкретное лицо по взаимодействию с Советом. По словам Андрея Тимошенко, рекомендации Совет бизнес-омбудсмена не обязательны для выполнения органом государственной власти или местного самоуправления, но, как показывает практика, обращение в Совет бизнес-омбудсмена является дополнительным каналом связи с такими органами.

Рассказывая об особенностях процедуры подачи жалобы в Совет бизнес-омбудсмена, лектор обратил внимание, что такие жалобы могут быть поданы лишь юридическими лицами, физическими лицами — предпринимателями и частными предпринимателями. Соответственно обжалованы могут быть лишь действия или бездействие органов государственной власти, государственных или подконтрольных государству компаний и органов самоуправления. Жалобу и приложения к ней Андрей Тимошенко рекомендует подавать в электронном виде.

Согласно статистике, представленной лектором, за первое полугодие 2019 года Совет бизнес-омбудсмена отклонил 360 (38%) поданных жалоб, по 38 (4%) жалобам проводилось расследование, по 15 жалобам (2%) решался вопрос об открытии производства, а в 520 (56%) случаях вопросы, поставленные жалобщиками, нашли свое решение.

Пальму первенства по количеству жалоб, поступающих в Совет бизнес-омбудсмена на государственные органы, держит Национальная полиция Украины (289 жалоб). 283 жалобы касаются прокуратуры, 225 —Государственной фискальной службы, 108 — Службы безопасности Украины и 28 — Министерства внутренних дел Украины.

Инструментами рассмотрения жалоб Совета бизнес-омбудсмена являются:

— правовая оценка ситуации, составляющей предмет жалобы;

— письменное обращение в правоохранительный орган;

— проведение рабочих встреч с должностными лицами правоохранительных органов;

— обсуждение жалобы на заседании экспертной группы при участии представителей Совета бизнес-омбудсмена и представителей таможенных, налоговых органов, Национальной полиции, Службы безопасности Украины и Генеральной прокуратуры Украины.

По словам Андрея Тимошенко, проведение рабочих встреч и заседаний экспертных групп — наиболее действенные инструменты.

Также лектор обратил внимание, что системные рекомендации Совета бизнес-омбудсмена нашли свое отражение в Уголовном процессуальном кодексе Украины, в частности, это запрет на изъятие документов и оргтехники, проведение обязательной звуко- и видеозаписи обысков и судебных процессов, недействительность доказательств в случае отсутствия адвоката при проведении обыска, запрет в открытии одних и тех же дел.

МЕНЮ

LegalHighSchool — Высшая школа для юристов и адвокатов

Корзина