Владислав Шаповал рассказал о способах борьбы с онлайн-торговлей контрафактом

Взаимодействие правообладателей и marketplace в борьбе с распространением контрафакта — тема лекции в Lеgal High School партнера ЮФ «ЛЕКСФОР» Владислава Шаповала.

По его мнению, все больше контрафакта продается в сети интернет: первым каналом распространения поддельной продукции служат специализированные сайты, визуально похожие на оригинальный сайт производителя и имеющие соответствующее доменное имя. Второй канал распространения подделок — социальные сети, которые освоили не только домохозяйки, но и маркетологи. Практически во всех соцсетях можно встретить страницы, созданные с целью продаж, в том числе и контрафакта. Иногда для него используют вфемизм «реплика», а иногда делают вид, что торгуют оригинальным, просто уцененным товаром.

Третий канал — интернет-торговые площадки (marketplace) типа olx.ua, prom.ua, amazon.com, eBay.com, alibaba.com и им подобные. Бизнес-модель таких сайтов проста: бесплатно или за небольшую плату любой желающий может разместить объявление о продаже чего угодно. Фильтруются только объявления о товарах, продажа которых прямо запрещена законом (оружие, наркотики и т.п.). Этот канал распространения наиболее неконтролируемый, поскольку поддельный сайт можно заблокировать, подав жалобу, то же касается и социальных сетей, а marketplace не несет ответственности за содержание объявлений и торговлю контрафактом, более того, его менеджеры не могут контролировать все объявления.

Что делать правообладателю в случае выявления фактов торговли контрафактными изделиями брендовых товаров? С помощью технических средств следует найти такие объявления, идентифицировать продукт и цену — как правило, она ниже, чем у оригинального товара. Но фактор цены срабатывает не всегда — нельзя исключать и торговлю подержанными оригинальными товарами. Далее товар нужно идентифицировать по особым признакам, обратившись для этого к экспертам.

Осуществив тестовую покупку, вы сможете собрать необходимую информацию о продавце (номер банковской карты для оплаты покупки, номер телефона и т.п.), что позволит в последующем его идентифицировать. Был случай, когда продавец контрафактного товара использовал вымышленное имя, однако разместил действительный номер своего телефона, по этому номеру его и определили — телефон был указан в разделе «Вакансии» на одном из сайтов по трудоустройству, привел пример Владислав Шаповал.

После установления факта торговли контрафактным товаром нужно потребовать у продавца удалить объявление и воздерживаться от размещения подобных объявлений в дальнейшем, хотя эффективность такого шага, как правило, низкая. Однако делать это нужно, чтобы в последующем можно было подтвердить, что продавец сознательно нарушал закон, а не «добросовестно заблуждался» насчет оригинальности своего товара.

Следующий этап — коммуникация с компанией, управляющей торговой площадкой. Многие площадки создали у себя подразделения по рассмотрению жалоб и претензий и контакты таких подразделений разместили на сайте. Вполне вероятно, что может возникнуть вопрос подтверждения полномочий представителя действовать от имени владельца бренда. В нашей стране это необходимо, потому что существует, так сказать, «презумпция недоверия» к адвокату.

Таким подтверждением может стать доверенность от правообладателя торговой марки, тем более что в большинстве случаев официальным владельцем марки является отнюдь не компания-производитель. Каким образом предъявить эту доверенность? Отсканированная копия убеждает не всегда, поэтому электронную коммуникацию нужно дублировать обычным письмом. Кроме доверенности можно и нужно использовать ордер адвоката.

Если торговая площадка игнорирует или отказывается выполнять требования по удалению объявлений о продаже контрафакта, следует руководствоваться Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС, предоставляющим возможность в судебном порядке обязать торговую площадку принять меры по защите права интеллектуальной собственности. При этом торговые площадки, работающие в режиме онлайн, не обязаны превентивно отслеживать контент объявлений — пострадавший должен сам обнаружить и зафиксировать нарушение.

Помимо требований относительно удаления объявлений и блокирования аккаунтов, можно предложить торговой площадке собственные услуги по мониторингу противозаконных объявлений. По словам лектора, были случаи, когда представители правообладателя бренда наделялись правами администратора сайта, особенно если торговля контрафактом приобретала массовый характер. Торговые площадки в основном идут на сотрудничество, поскольку судебные иски негативно влияют на их репутацию и могут привести к судебным издержкам.

МЕНЮ

LegalHighSchool – Вища школа для юристів і адвокатів